Дистантные ольфакторные рецепторы, расположенные в органе Галлера, приспособлены к реакции на слабые концентрации химических веществ в парообразном состоянии (Waladde, Rice, 1982).
До сих пор, однако, их функции рассматривались только с точки зрения активизации поведения клещей в поиске хозяина прокормителя, и никто за исключением Н. О. Оленева (1950а) не обращал внимания на их возможные функции в остальные периоды жизни клеща, им и отмечены разные реакции голодных личинок и напитавшихся самок на разные запахи. Естественно было предположить, что аттрактивные свойства растений могут зависеть как от фазы развития клеща, так и от состояния насыщения.
Клещи рода Ixodes относительно малоподвижны и способны к перемещению по горизонтали не более чем на несколько метров от мест линьки (Бабенко, Арумова, 1985), однако, как мы только что проанализировали, встречаются преимущественно в определенных растительных сообществах. Почему? Ведь радиусы и маршруты прокормителей как преимаго, так и имаго весьма значительны и разнообразны. Не проще ли предположить, что концентрация (и расселение) клещей в определенных стациях не случайна, не зависит от равномерного отпадения клещей от прокормителей, как полагал А. И. Ходаковский (1947), а определяется запаховыми дистантными стимулами, исходящими от растительных сообществ, по которым передвигается прокормитель с готовыми к отпадению от хозяина напитавшимися клещами.
Нет сомнения, что основную роль в разносе всех активных фаз клещей на местности играют млекопитающие — их прокормители. Однако существование «локальных клещевых очагов» (термин Шиловой и соавторов, .1958) в пределах индивидуальных участков грызунов-прокормителей преимаго говорит о том, что существуют «зоны концентрации клещей» (термин тех же авторов), где преимущественно встречаются голодные личинки и, следовательно, где произошло отпадение сытых самок. Более того, в тех же местах происходил преимущественный сброс сытых личинок в том же году и нимф — на следующий год. В конкретном примере (наблюдения авторов приведены в Пермской области с рыжими полевками) таким преферентным привлекающим действием обладали сильно захламленные участки леса с зарослями малины (тоже сем. Rosaceae, как и те заросли розоцветных Rosa sp., где концентрируются Dermacentor andersoni).