Отсюда следует тот простой вывод, что разные виды клещей весьма различно реагируют на запахи растений и что выбор растений отнюдь не случаен.
Нам, пользуясь методикой изучения репеллентно-аттрактивного действия экстрактов растений (Алексеев, Буренкова и др., 1991), удалось показать как для самцов, так и для самок Ixodes persulcatus ярко выраженные аттрактивные свойства липы. Видимо, далеко не случайны наблюдения Д. И. Благовещенского (1947), находившего в Приморье в июне месяце в изобилии и самок, и самцов I. persulcatus в смешанных (с липой) лесах, где среди травы преобладали осоки, пионы, орляк, лобазник. Доказано (Алексеев, Буренкова и др., 1991), что существуют растения, противоположным образом действующие на самок и самцов (например, запах почек тополя на самцов и самок Dermacentor marginatus).
Другие запахи, например уже упоминавшейся липы, привлекают и самок, и самцов Ixodes persulcatus. Видимо, именно на листьях растений-аттрактантов феромоны сбора вызывают аддитивный эффект, что и способствует встрече полов в природе и копуляции. Действие обоих факторов не только облегчает встречу полов на растениях, но и способствует обмену возбудителями, например вирусом КЭ. Вероятность половой передачи вируса предположили еще Б. И. Померанцев и Г. В. Сердюкова (1947), находя на растениях зараженных самок и самцов. Этот факт, как мы уже упоминали ранее, доказан экспериментально С. П. Чунихиным с соавторами (1983). Заражение самок самцами возможно также за счет омовампиризма, питания зараженных самцов на голодных самках I. persulcatus. Нам (Алексеев, 1991) удалось показать, что рубцы от присасывания самцов на теле самок встречаются в 2—10% случаев (клещи Красноярской и Жигулевской популяций).
Видимо, далеко не случайна массовая встречаемость клещей I. ricinus в ольховых зарослях и перелесках Ленинградской обл. и ничтожная насыщенность ими спелых лесных насаждений, отмеченная Б. И. Померанцевым (Ходаковский, 1947). Можно, следовательно, предположить, что некоторые растительные сообщества являются тупиковыми для развития иксодид. Например, пастбища с исключительно бобовыми растениями — для Boophilus (Wilson, Sutherst, 1990). Разумеется, запахи растений в этом случае могут играть второстепенную, но далеко не последнюю роль.