Нам кажется весьма вероятным, что проявление действия феромонов сбора (assembly pheromones), имеющих большое значение для оплодотворения самок в природе (Sonenshine et al., 1982b), может усиливаться запахом определенных растений, а совокупное их действие — способствовать пятнистому распределению клещей.
Половые феромоны и феромоны агрегации действуют уже на хозяине на фоне его равномерного и мощного запаха, конкурируя с ним или им усиливаясь. Между тем слабые водорастворимые феромоны сбора типичные для Ixodes (Graf, 1975; Treverrow et al., 1977) действуют, по нашему мнению, в совокупности с привлекающими свойствами запахов растений. Еще в 1939 г. отечественные авторы (Померанцев, Сердюкова, 1947) отмечали, что скопления клещей I. persulcatus на растениях не случайны, что они в Приморье находятся преимущественно на хвощах (Equisetum hiemali), злаке (Diarrhena manshurica), осоках (Carex sp.), японском маке, бересклете, жасмине, поросли граба и липы, причем на некоторых из них встречались и самки, и самцы.
На злаках Agropyron speciatum на непотравленных пастбищах преимущественно концентрируются Dermacentor andersoni, и на ирге в отсутствие осины (последнее важно как отсутствие репеллента). И эти признаки рекомендуются как маркеры обилия клещей — переносчиков возбудителей пятнистой лихорадкй (Schaalje, Wilkinson, 1985). D. occidentalis приурочен к травянисто-чаппаралевому экотопу на опушке зарослей этих кустарников (Lane et al., 1985). Ixodes scapularis — одного из переносчиков Borrelia burgdorferi — собирали преимущественно с травы Chasmanthium sessiliflorum и низкорослого кустарника — бирючины Ligustrum sinense (Goddard, 1992). Годдард отмечал агрегированность клещей на обследуемых участках; агрегированность клещей вообще считается их свойством (Petney et al., 1990). Скопления клещей отмечены и у другого вида рода Dermacentor — D. niveus (Буренкова, 1991), но, что более важно, обнаружено явное предпочтение клещей этого вида к подъему и ожиданию добычи на определенных видах растений.
Наибольшее количество клещей собирали с туранги (тополь Populus pruinosa) на высоте 50—100 см, на втором месте по численности собранных клещей была ива (то же семейство ивовых — Salicaceae, к которому принадлежит и туранга), на третьем — лох (Elaeagnus angustifolia). На других растениях (по сравнению с турангой) клещей было в 2—3 раза меньше. На концах стеблей некоторых видов травы клещи Rkipicephalus pulchellus скучиваются, но «не хотят» агрегироваться клещи другого вида того же рода — Rh. appendiculatus (Browning, 1976). Между тем доказано, что клещи Rh. appendiculatus отнюдь не случайно выбирают растения и, выбрав, могут оставаться на одном и том же стебле несколько суток независимо от погоды (Lindley, 1989).