Иксодоидные клещи обладают развитой нервной системой, рецепторные и эффекторные ветви которой достигают, вероятно, не только тканевых образований, например, альвеол слюнных желез, но, по-видимому, даже отдельных клеток; команды на секрецию тех или иных компонентов слюны отражаются и на выходе возбудителей.
Мощный нервный ганглий является не просто нервным узлом, но и органом внутренней секреции. Выброс экдистероидов из него управляет линькой личинки на нимфу и нимфы на имаго, что, по всей видимости, является также сигналом на миграцию кинет тейлерий из клеток кишечника нимфы и ее гемолимфы в слюнные железы. В синганглии — нервном узле клещей — в виде центров представлены все органы чувств этих членистоногих: оптический, хемо-, механорецепторный и другие (Binnington, Obenchain, 1982).
Поведение разных групп клещей наилучшим образом разобрано в специальном обзоре в коллективной монографии «Физиология клещей» («Physiology of ticks», 1982) применительно к поиску хозяина (Waladde, Rice, 1982) и встрече полов, роли их феромонов (Sonenshine et al., 1982а, 1989b). А применительно к Ixodes persulcatus — в монографии «Таежный клещ» (1985), что позволяет остановиться на тех аспектах поведения, которые важны для понимания переходов возбудителя как в трехчленной паразитарной системе, так и в ее более «узкой» части — между особями беспозвоночных хозяев.
В этой связи мы позволим себе разделить комплекс поведенческих реакций клещей Ixodoidea на две подгруппы: поведение в ожидании хозяина-прокормителя и непосредственно на нем и поведение вне хозяина (отпадение напитавшихся фаз, кладка, диапауза, переход к ожиданию прокормителя).
Поведение перед встречей с хозяином-прокормителем, его поиск.
Поведение, предшествующее прикреплению.
Ориентационные стимулы, механизмы, обеспечивающие прикрепление к хозяину и встречу полов на нем