Именно в силу этих обстоятельств, а также из-за случайности встреч клещей с разными прокормителями циркуляция возбудителей в природе кажется весьма эфемерной и готовой исчезнуть в каждый следующий сезон.
Однако очаги возбудителей природных болезней редко исчезают сами по себе, будучи естественными сочленами биоценозов и «вредными» отнюдь не природе, а человеку, вредными лишь с нашей точки зрения.
Встречи клещей — носителей патогенов с прокормителями в зависимости от количества и качества патогена, присутствующего в клещах-переносчиках, возможно, менее случайны, чем встречи назараженных переносчиков. Представляется непротиворечивым предположение, что поведение Ixodes ricinus, их реакция на хозяина меняется под влиянием присутствия круглых червей (метациклических личинок Dipetalonema rugosicauda), полученных питающимися на косуле нимфами.
Существенное воздействие гельминтов на беспозвоночных известно: так, одна из поглощенных вторым промежуточным хозяином церкарий Dicrocoelium dendriticum превращаясь в метацеркарию, в отличие от остальных, не инцистируется, активно проникает в нервный ганглий муравья рода Formica и меняет его реакции на температуру, влажность и свет. Зараженная особь, ведущая днем нормальную жизнь рабочего муравья, на ночь не возвращается в муравейник, но забирается на конец травинки и, вцепляясь в нее челюстями, повисает так до утра. Такие особи превращаются как бы в «самоубийц», ожидающих поедания такой травы окончательным хозяином-овцой (Гинецинская, Добровольский, 1978).
Трансфазовая передача нематоды Dipetalonema rugosicauda паразита косули Capreolus capreolus клещами Ixodes ricinus (по: Winkhardt, 1980).
Нематоды: aW — взрослые, Mf— микрофилярии, mL — метациклические личинки; клещи: N — нимфа
Между тем целый ряд возбудителей — вирусы, риккетсии, боррелии — обнаруживаются в нервной ткани, более того, как было показано ранее, они обладают положительным таксисом к ней и репродуцируются в ней. Случайно ли это явление? Приводимые далее материалы свидетельствуют о том, что это отнюдь не так.