Ткани этой системы весьма привлекательны для вируса КЭ и боррелий. Для боррелий, как мы уже упоминали, определена даже причина таксиса — наличие определенных полисахаридов.
Преферентность этой ткани для вируса КЭ хорошо известна (Стефуткина, 1989). Однако ее смысл становится ясным только сейчас. У зараженных особей, как будет показано далее, существенным образом меняется поведение. Можно предположить также, что вирус КЭ будет обнаружен в органах чувств, от деятельности которых существенным образом зависят реакции на внешние раздражители.
Резервация возбудителей в жировом теле, гиподерме и других тканях, вероятнее всего, преследует цель переживания неблагоприятных периодов в жизненном цикле клещей, причем в этом случае имеет значение не только богатство тканей питательными веществами, но и сохранение их неизменными в периоды линек, т. е. в периоды, «опасные» для возбудителя.
Защитной реакцией возбудителя может быть даже полная потеря вирулентности для теплокровных. Так, в тканях гиподермы готовых к линьке клещей вирус может определяться электронномикроскопически, но для самых чувствительных индикаторов вируса — новорожденных белых мышей — он как бы не существует. Эту фазу исследователи (Чунихин и др., 1985; Хозинская и др., 1985; Nosek et al., 1986) назвали эклипс-фазой возбудителя, т. е. фазой затмения, исчезновения. Такое изменение свойств в связи с распределением возбудителя «внутри» фаз переносчика не есть прерогатива вируса КЭ. «Невидимая» фаза боррелий клещевого рекурренса в поздние сроки после заражения породила даже полемику о фильтрующейся ее форме, вновь возникающей в период питания клеща и обнаруживающейся при заражении позвоночного прокормителя после длительного голодания.
Эти явления не столь исключительны: например, Babesia bigemitia присутствует в личинке клещей Boophilus microplus и В. decoloratus и легко обнаруживается в клетках их кишечника и даже слюнных желез, однако не передается через укус, и вирулентные их свойства возобновляются только после линьки на нимф и имаго. Babesia merionis обладает заражающими свойствами для нимф клещей рода Ixodes, получивших возбудителя от личинок, но никак себя не проявляет в самках и т. п. (Friedhoff, Smith, 1981).
Можно таким образом предположить, что свойства микропопуляций возбудителей в переносчике меняются в зависимости от фазы развития беспозвоночного хозяина и более того от свойств тканей, в которых они репродуцируются.
Распределение субпопуляций вируса КЭ по сродству к различным тканям клеща