Практически все возбудители как поврежденные воздействием внутренней среды клеща, так и интактные, сохранившие вирулентность, выбрасываются с фекалиями.
Но эпизоотологическую и эпидемиологическую значимость имеют лишь те из них, для которых этот фактор передачи главный. Такова передача с водой (туляремия), пылью (возбудитель Ку-лихорадки) или любым иным субстратом внешней среды, на которой они могут сохраняться. Клетки коксальных желез аргазид — аналоги по своим функциям водяным (AblC) клеткам слюнных желез иксодид — у многих клещей этого семейства служат для выведения не только, избытка воды и солей, но и выходными «воротами» возбудителей.
В большинстве рлучаев такой выброс имеет значение только тогда, когда коксальная жидкость выделяется рано и может попадать в ранку, или как в случае Coxiella burneti хорошо сохраняет* свои контагиозные свойства в высушенном состоянии. В противном случае, когда избыток воды удаляется после окончания кровососания, передача осуществляется со слюной, хотя возбудители в заметном количестве находятся и в коксальной жидкости. Проникновение возбудителя в коксальные железы вследствие положительного таксиса при отсутствии передачи с помощью коксальной жидкости — либо избыточность заражения, либо свидетельство атавизма, питания орнитодорин и аргазид не на подвижных птицах и млекопитающих, а на рептилиях, у. которых отсутствовали реакции груминга.
Мальпигиевы сосуды — тупик для возбудителей в теле клещей. В ряде случаев наблюдается разрушение или дегенерация возбудителей в них, например, Borrelia burgdorferi в мальпигиевых сосудах напитавшихся нимф Ixodes ricinus (Zhu et al., 1992).