Вирус, по данным Л. Ф. Стефуткиной (1989), обнаруживается также в эпителиальных (интерстициальных, водяных, AblC) клетках.
Выведение его обратно в ранку вместе с избытком воды и солей в период заражающего кормления на животном с вирусемией явно бессмысленно, избыточно, но только «с точки зрения» одного питающегося клеща. Если происходит последовательное присасывание клещей других видов или даже родов к животному с короткой, хотя и высокой вирусемией, откачка вируса клещом, получившим его в период пика вирионов в крови, приобретает смысл, включая механизм дистантной передачи.
Этот механизм, судя по упоминавшимся работам Джоунз и Наттэл (Jones, Nuttall, 1990, 1991), видимо, включается далеко не сразу, а лишь после накопления информации в тканях кожи об антигенах слюны клещей и сенсибилизации чувствительных клеток — носителей вируса. Отсрочка реакции кожи для эффективной дистантной передачи «используется» вирусом Тогото (на котором собственно и был выявлен феномен обмена вирусом на животном без вирусемии), так как этот возбудитель, по данным Бут и других (Booth et al., 1989), появляется в слюнных железах Rhipicephalus appendiculatus, получивших его трансфазово, не ранее одного дня после начала питания.
Сродство боррелий к слюнным железам показали Рибейро и соавторы (Ribeiro et al., 1987), вводившие в гемолимфу питавшейся самки Borrelia burgdorferi. В конце 3-го дня питания жидкая слюна самок содержала возбудителей. Всегда, когда слюна была инфицировна, боррелии содержались и в гемолимфе, и в кишечнике, но отнюдь не наоборот. Из 25 особей с боррелиями в гемолимфе только 12 имели их и в слюне. Нужно подчеркнуть, что именно в жидкой слюне, ибо именно из нее были выделены боррелии В. burgdorferi на 3-й день питания нимф, зараженных на фазе личинки. Возбудитель в слюне был обнаружен в 3 из 7 зараженных нимф. Доказательство перехода в слюну боррелий бесспорно, что, впрочем, неудивительно: на 1979 год было известно 17 видов аргазид — переносчиков боррелий и 4 вида иксодид — переносчиков В. theileri (Hoogstraal, 1979).
В слюнных железах аргазид боррелии определялись неоднократно (Никитина, 1968; Zaher et al., 1977). Более того определено соотношение максимальных количеств спирохет В. crocidurae в слюнных железах, гемолимфе и кишечнике клещей Ornithodoros erraticus и О. savignyi — в сопоставлении с долей клещей, у которых подтверждена инфекция в разные дни после заражения. У первого вида максимум возбудителей обнаруживался в кишечнике, у второго — в более поздние сроки — в гемолимфе и наибольшее число и очень длительно — в слюнных железах (Gaberetal., 1984).