Вирусы, не проникшие в клетки кишечника клещей в процессе специфического рецепторзависимого эндоцитоза (виропексиса) и не реплицирующиеся в них, в содержимом кишечника постепенно отмирают, вероятно, вследствие разрушения белков капсида под действием пищеварительных ферментов.
Отмирают они и в клетках кишечного эпителия, будучи захвачены в процессе неспецифического пиноцитоза, если не могут использовать геном клетки для репликации. Трансфазовая передача в этом случае возможна, так как пищеварительные клетки с резервными питательными веществами «наследуются», но — по мере их превращения в истощенные — вирионы выбрасываются с отмирающими клеткамй. Есть, правда, данные, говорящие о том, что вирус КЭ может избегнуть репликации в клетках кишечника, проникая сразу из пищевода в субэзофагеальный ганглий и реплицируясь в дальнейшем в нервной ткани и тканях других органов напитавшихся личинок (Rajcani et al., 1976), однако это наблюдение так и осталось единичным.
Сохранение в кишечнике, проникновение в клетки его эпителия, размножение или репликация в них, равно как и проникновение в органы полости тела, как правило, дозозависимый феномен. Генетическое разнообразие популяции возбудителей должно быть достаточным для отбора особей стойких к защитным механизмам членистоногих, способных к увеличению биомассы в новых условиях в организме пойкилотермного животного, каким являётся клещ; вместе с тем, количество единиц возбудителя не должно быть слишком большим для подавления жизнедеятельности организма — новой среды обитания. Необходимость соблюдения средних, являющихся оптимальными, заражающих доз для начала успешного взаимодействия системы возбудитель—переносчик нами обоснована ранее и приложима к клещам так же, как и к другим членистоногим — специфическим переносчикам возбудителей (Алексеев, 1984).
Проникновение в полость тела клеща — обязательный момент жизненной схемы любого возбудителя, для которых клещи являются специфическими переносчиками.