У клещей сем. Ixodidae четко выражено деление на челюстетело — гнатосому и все остальное тело — идиосому, которая благодаря захождению в передние ее отделы слепых выростов кишечника по существу вся является пищепринимающей и переваривающей гистеросомой. У аргазид (сем. Argasidae) идиосома нависает над гнатосомой, скрывая ее на вентральной стороне тела.
Все иксодоидные клещи — облигатные временные эктопаразиты позвоночных животных. Наиболее важными и многочисленными (по числу переносимых возбудителей болезней) являются два подсемейства Ixodidae: Ixodinae и Amblyomminae, весьма различающиеся между собой по типам взаимоотношений с патогенами, и два подсемейства Argasidae: Argasinae и Ornithodorinae. Переносчики возбудителей болезней человека встречаются главным образом среди представителей второго подсемейства аргазид.
Все Ixodoidea на всех постэмбриональных фазах развития питаются кровью. Именно в связи с этим они могут воспринимать представителей всех групп патогенов, хотя и не всех способны передавать. В частности, они не могут быть переносчиками простейших — гемоспоридий. В соответствии с нашей теорией связи типов питания со способностью кровососов быть переносчиками представителей различных групп патогенных микроорганизмов (Алексеев, 1985а) клещи не могут быть переносчиками только гемоспоридий, необходимым условием развития которых в имаго является детритофагия преимагинальных некровососущих фаз членистоногих-переносчиков.
Аргазиды отличаются от иксодид краткостью и повторностью кровососаний, выбросом избыточной воды и солей с коксальной жидкостью, длительностью индивидуальной жизни в неблагоприятных условиях среды (голод, дефицит влаги), множественностью преимагиналь-ных (нимфальных) фаз, наличием повторных яйцекладок. У всех иксодид только одна личинка и нимфа, одна кладка яиц, после которой самка гибнет, и, за исключением самцов амблиоммин, однократное питание кровью на каждой из фаз развития. Однократность питания на одной фазе развития почти во всех случаях обусловливает своеобразие собственно клещевых патогенов иксодид: все они в той или иной мере должны быть приспособлены к трансфазовой (включая в ряде случаев и трансовариальную) передаче, к повторному заселению вновь развивающихся в процессе метаморфоза клеток слюнных желез. Краткость (по сравнению с общей продолжительностью жизни) питания и пребывания на хозяине, наличие диапаузы в развитии (иногда повторной — как, например, в жизненном цикле Ixodes persulcatus) также определяют своеобразие иксодовых клещей как среды обитания для населяющих их тело микроорганизмов.
Основной путь, по которому патогены могут попасть в организм клеща, и основной (за исключением выведения с коксальной жидкостью или выброса с фекалиями) путь выхода и перехода в позвоночного — алиментарный, через ротовые органы; основной механизм, регулирующий эти процессы, — механизм питания и неразрывно с ним связанный процесс слюноотделения. Многообразие функций этого последнего только лишь начинает становиться достаточно ясным для суждения о специфичности передачи клещевых патогенов.
Для иксодид характерно образование очага воспаления в месте присасывания и, следовательно, питание во всяком случае на первых его этапах отнюдь не только кровью, но и тканевыми жидкостями, обрывками тканей. Питание начинается с выделения слюны и сопровождается повторным ее выделением и обратным всасыванием (Алексеев, Кондрашова, 1985). Сложная структура слюнных желез иксодид теснейшим образом связана не только с механизмами питания, но и ответственна за специализацию клещевых патогенов к отдельным их клеткам.
Все это делает необходимым подробнее остановиться на структуре и функциях слюнных желез иксодид, оставляя в стороне строение их у аргазид, представление о котором сколько-нибудь существенно не изменилось со времени их описания в монографии Ю. С. Балашова (1967).