Одна из интереснейших черт природы Забайкалья — строение поверхности, в частности чередование хребтов и котловин, структура которых на этом древнем участке земной коры во многом определяется неотектоникой. Климато- и ландшафтообразующее значение твердой поверхности очень велико и вместе с тем крайне своеобразно.
Ботанико-географическую сторону этого вопроса впервые с большим мастерством осветил И. М. Крашенинников (1913), однако в дальнейшем она не привлекала к себе должного внимания ботаников — исследователей Забайкалья. И. М. Крашенинников предвосхитил возможности научных обобщений в этой области, до сих пор недостаточно разработанной. На новой геоботанической карте Забайкалья хорошо выявляется один аспект названной проблемы — структура и географические закономерности растительного покрова забайкальских котловин. Мелкий масштаб карты скрывает детали растительности котловин, но на обзорной ландшафтной карте «Атласа Забайкалья» многие особенности депрессий рельефа выступают более отчетливо, так как на некоторых участках котловин растительность меньше отличается от склоновой по сравнению с другими компонентами геосистемы.
На дне большинства котловин действуют водотоки, вдоль которых развивается серийная растительность, но она по условиям масштаба нашла отражение только на юго-восточной части нашей карты. Здесь в долинах бассейнов Газимура, Урюмкана и притоков Онона среди таежных массивов встречаются луга и низинные болота в сочетании с ивовыми зарослями и топольниками. Тростниковые, вейниковые, манниковые и осоковые луга распространены также в степных долинах Аргуни и ее притоков. Особенности растительности котловин в таежных провинциях в основном сводятся к их остепнению и заболачиванию. В степной полосе котловины нередко засолены и представлены своеобразным комплексом травяных сообществ, развивающихся в условиях эпизодического избыточного увлажнения. В котловинах при этом выявляются как зональные, так и региональные особенности растительного покрова.
Орографические элементы Забайкалья (хребты и котловины) ориентированы, как известно, в направлении с юго-запада на северо-восток. Если рассматривать основные пространственные изменения растительности в котловинах по направлению, перпендикулярному их простиранию, т. е. по диагонали через всю карту с северо-запада на юго-восток, то выявляется следующая схема сменяющих друг друга полос, в пределах которых растительность отличается своими особенностями.