Вопрос можно решить положительно, если рассматривать множество, о котором шла речь, как динамическое целое —эпиассоциацию, заключающую структуры, подчиненные одному фитоценотическому инварианту.
Пока что изображается сложная динамическая ситуация эпиассоциации в виде графа и идут поиски путей и приемов ее математического описания (Сочава, 1968). Впрочем, и безразмерный показ в виде графа связей внутри эпиассоциации тоже имеет некоторое значение.
Эпиассоциация — открытая система, а присущие ей динамические проявления (разрушение и восстановление материнской ассоциации и др.) имеют стабилизирующий и преобразовательный характер. Они — движущая сила эволюции эпиассоциации на длительном отрезке времени.
На рисунке представлена модель эпиассоциации, отображающая ее динамическую структуру и эволюционную направленность. Коренная ассоциация не является заключительной. Она располагается в центре динамической системы и представляет собой ядро, с которым все прочие структурные элементы находятся в сукцессионной связи, не во всех случаях обратимой. В процессе эволюции происходит изменение не только коренного фитоценоза, но и всех его переменных состояний. Одна из актуальных задач современной геоботаники — выявление и исследование в натуре всей иерархии фитоценозов, входящих в эпиассоциацию.
Модель эпиассоциации.
1 — материнское ядро (коренная ассоциация), 2 — мнимокоренная ассоциация, 3 — серийные ассоциации, 4 — антропогенные трансформации.
Для этого должна быть разработана специальная программа исследований, в которой немаловажное значение приобретет пространственный анализ динамики растительности и ее экологических связей на основе крупномасштабных синтетических и аналитических карт.
Один из возможных способов упорядочения представлений о весьма многообразных переменных состояниях растительности открывает концепция о потенциальной растительности (Tuxen, 1957).
Наилучший способ выявления потенциальной растительности — картирование. По нашему поручению Ю. О. Медведев при содействии Р. И. Федорова изучил территориальное сочетание переменных структур таежных ассоциаций в предгорьях Западного Саяна. При этом выяснилось, что 44 современные переменные структуры лесных фитоценозов относятся к 13 подразделениям растительности, которые можно ожидать на изученном участке примерно через 100 лет, если какие-либо факторы не нарушат спонтанную динамику растительности этих мест.