Вопросы, касающиеся опыта закрепления и облесения песков в Северном Прикаспии, рассмотрены нами в отдельной книге (Якубов, 1951).
Поэтому, чтобы избежать повторения, мы сочли целесообразным отметить здесь лишь следующие основные положения по данному вопросу.
Начиная с 1870—1880 гг., в связи с сильным развитием подвижных песков, местная администрация стала предпринимать различные меры, которые, как отмечает Ф. А. Аверьянов (1913), носили «канцелярский» характер. Были организованы также небольшие разрозненные опыты по закреплению и облесению песков; опыты эти, однако, не имели какого-либо существенного практического значения.
Некоторое оживление работ по закреплению и облесению песков началось со времени создания известного Нарынского лесничества (1890 г.), Астраханской лескозакрепительной организации (1904 г.) и Песчаной организации Астраханской линии Рязано-Уральской ж. д. (1905 г.). В более благоприятных по природным условиям Нарынских песках, наряду с регулированием пастбищного использования их естественной растительности, значительное внимание уделялось лесоразведению.
Испытывались различные приемы лесоразведения, различные древесно-кустарниковые породы. В песках пустынной части Северного Прикаспия работы по закреплению и освоению песков заключались главным образом в посеве песчаных трав, а также охране песков от чрезмерного стравливания растительности. Местами на незначительных площадях производились посадки местных кустарников-песколюбов, а также испытывались культуры деревьев и кустарников из других областей и различные сельскохозяйственные, в том числе плодовые и косточковые растения.