Чтобы показать характер увлажнения голых и заросших песков, приведем некоторые данные, полученные И. И. Томашевским (1921) для условий Хошеутовского пескозакрепительного участка.
Эти данные, относящиеся к 1913 г., изображены нами в виде кривых и приводятся на рисунке.
Рассматривая рисунок, не трудно видеть, что заросшие пески уже к 16 августа оказались высушенными на значительную глубину. Кривая влажности заросших песков показывает, что содержание влаги в их верхней 4-х метровой толще едва превышает 3%, а до глубины 120—130 см она не достигает даже 2%, т. е. меньше величины предельной тюлевой влагоемкости. Только глубже 4 м влажность песка повышается с 3,5 до 11%.
Две другие кривые показывают влажность голых песков по состоянию на 21 апреля и 27 августа. Из этик кривых видно, что в голых песках, по сравнению с заросшими, влажность значительно повышена, особенно по наблюдениям 21 апреля. Сопоставляя данные наблюдений в заросших и голых песках в августе, нетрудно видеть существенное различие в их увлажнении. Оказывается, что голые пески до глубины почти 4 м имеют влажность, колеблющуюся от 4 до 7—9%, т. е. такую влажность, которая в 2—3 раза превышает влажность заросших песков. Что касается более глубоких слоев голых песков (глубже 4 м), то здесь влажность составляет более 7%, а на глубине 4,8 м она достигает величины полной влагоемкости (25%).
Таким образом, из рассмотрения приведенных выше данных видно, что хотя количество влаги в голых, мощных, однофазных песках и является вначале достаточным для появления и произрастания песчаной растительности, но она быстро расходуется. Этот расход настолько значителен, что в заросших песках их толща до глубины 3—4 м оказывается сильно иссушенной.