Все возрастающее уплотнение песка и изменение водно-физических и пищевых условий вызывают дальнейшие изменения в характере растительного покрова.
Это выражается, прежде всего, в том, что число псаммофитов в растительном покрове резко сокращается. Сохраняются редкие кустики слаборазвитого колосняка (кыяка) и разнотравье (молочай, тысячелистник, юринея, василек песчаный и др.). Отмечается значительное развитие мха (Bryum), образующего слабо сцементированную песчаную корочку. В этой стадии, наряду с рыхлодернинным злаком житняком сибирским и осокой колхидской, значительное участие начинают принимать плотнокустовые к дерновинные злаки — типчак Беккера, тонконог сизый, ковыль сарептский, а также полынь белая. В результате развития этой стадии, которая вследствие природных особенностей данных песков (значительной расчлененности рельефа, мощности сильно перевеянной песчаной толщи и пр.), совершается весьма медленно, формируется разнотравно-полыннозлаковый травостой или, как называет Г. Н. Высоцкий (1924), «злаковая степь — сообщества песчаного типцековыльника с большой примесью полыней и прочих серых опушенных двудольных».
В разнотравно-полынно-злаковой стадии пески имеют заросший вид. Древесно-кустарниковая растительность (тополь гибридный, лох, ива розмаринолистная, ива каспийская, шиповник и др.) сохраняется и растет хорошо главным образам в наиболее увлажненных местах—котловинах.
Бугры в рассматриваемой стадии зарастания заметно сполаживаются, их очертания оглаживаются, и переходы от бугров к межбугровым понижениям становятся более спокойными. Песок в результате зарастания значительно беднее, чем в предыдущей стадии, обогащается органическим веществом и мелкоземом. Верхние слои песка заметно прокрашиваются гумусом и приобретают сероватый оттенок. Почвообразовательные процессы особенно интенсивно происходят в котловинах, сильно заросших корневищными травами. Здесь наблюдаются образование дернового слоя, значительное накопление гумуса, прокрашивающего песок сравнительно глубоко, процессы оглеения, ожерствления и пр.