В результате развевания и зарастания песков происходит ряд существенных изменений

По поводу рассмотренных схем представляется возможным сделать ряд замечаний, из которых основными являются следующие.


Ошибочным является утверждение, что почвы, разбитые и превращенные в голые подвижные пески, пройдя ряд стадий зарастания, вновь возвращаются в исходное состояние, т. е. восстанавливается первоначальная песчаная равнина (контр) с прежними почвами и растительностью. В действительности заросшие пески приобретают лишь внешнее сходство с теми почвами, от разбивания и развевания которых они образовались. Заросшие пески не могут стать такими же, какими они были до развевания по той простой причине, что в результате развевания и зарастания происходит ряд существенных изменений. Поэтому так называемой «заключительной» стадии зарастания песков, растительность которой аналогична исходным растительным сообществам и в которой нет развития, в природе быть не может. Совершенно бесспорно, что в результате сложных взаимоотношений и взаимодействий растительности со средой растительность так называемой «заключительной» стадии неизбежно изменяет условия среды, что, в свою очередь, вызывает соответствующие изменения и в характере растительности.

 


Ошибочным является также выделение некоторыми исследователями (В. М. Савич, P. X. Доктенек, Ф. И. Готшалк, Ф. А. Аверьянов и др.) при сменах растительности на глубоких песках кангбаковой стадии. Утверждение Ф. И. Готшалка и других о том, что кангбаки, иссушая грунт, вытесняют кыяк и образуют самостоятельную (подчеркнуто нами. — Т. Я.) стадию, не соответствует действительности в силу биологических особенностей кангбаков. Кангбаки, являющиеся яровыми однолетниками, принимают то или иное участие главным образом в ранних стадиях зарастания песков, но никогда самостоятельно не образуют и не могут образовать на глубоких песках более или менее длительный и устойчивый травостой.

Кангбаки, в частности каракангбаки (Salsola pellucida, S. ruihenica, S. kali), в виде значительных зарослей встречаются главным образом на моломощных (мелких) песках, выбитых пастбищах, молодых залежах, а также по окраинам песчаных массивов. Более того, кангбаки (Salsola ruthenica, Corispermum aralo-caspicum), а также экологически близкий к ним кумаршик (Agriophyllum arenarium), как правильно отмечает Ф. И. Готшалк (1915). в некоторые годы совершенно не появляются на песках или появляются в очень небольшом количестве. Одно это обстоятельство уже указывает на то, что кангбаки не могут составить самостоятельную стадию в процессах зарастания глубоких песков, подобно, например, кыяку и шагыру.