В научной литературе нередко указывается, что пески полупустынь и пустынь являются вообще бесплодными и представляют собой лишенный плодородия продукт разрушения горных пород.
Этим ошибочным взглядом, противоречащим действительности, по существу игнорируется то, что растительность песков полупустынь и пустынь испокон веков подвергается хозяйственному использованию. Как ни странно, упускается из виду то, что в полупустынях и пустынях песчаные территории представляют собой ценные пастбищные угодья, что в песках произрастает разнообразная древесно-кустарниковая растительность, образующая своеобразные заросли, и что в них местами даже выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, в том числе плодовые, бахчевые, виноград и др.
Нужно, однако, отметить, что далеко не все исследователя разделяли и разделяют указанный выше взгляд на пески. Так, например, А. Ф. Миддендорф (1882), Д. Драницын (1910), Л. С. Берг (1911), С. С. Неуструев (1912), Г. Н. Высоцкий (1927) и некоторые другие исследователи указывали, что пески не являются бесплодным субстратом и при соответствующих приемах окультуривания могут быть превращены в производительные угодья.
В песках, как известно, в сравнении с нормально развитыми почвами, относительно слабо развиты биогенные процессы, но вместе с тем пески обладают качественно важным признаком, свойственным почвам, а именно плодородием. Говоря словами В. Р. Вильямса, пески также представляют «поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений» (Вильямс, 1936).