Вследствие особенностей климата, водно-физических свойств песков и характера растительности, накопление органического вещества в песках происходит крайне слабо.
Разрушение незначительных накоплений органического вещества протекает весьма интенсивно по причине «почти безраздельного господства аэробного процесса разложения» (Вильямс, 1910). Тем не менее органическое вещество, как отмечает В. Р. Вильямс, в песках всегда присутствует только в форме остатков последнего поколения организмов, еще не успевших разложиться до полной минерализации.
Полученные нами аналитические данные показывают, что даже в барханах с единичными растениями содержание гумуса в поверхностных слоях песка достигает 0,2%, а иногда и более. Между прочим, количество гумуса в песчаных почвах, от разрушения которых образовались барханные пески, лишь в 2—3 раза превышает количество гумуса, содержащееся в барханных песках. Это явление опять-таки объясняется не только и не столько разреженным характером растительности, но главным образом условиями гумификации их остатков, где основными агентами гумификации служат преимущественно аэробные бактерии.
Несмотря на незначительное количество органического вещества, которое содержится в песках, заросших в той или иной степени, его все-таки бывает достаточно для образования зольной пищи растений.
«Первичным источником зольной пищи растений в бугристых песках, — указывает В. Р. Вильямс (1949), — являются те органические остатки, которые вместе с подавляющей массой кварцевого и кремнеземного песка накопляются и сгруживаются ветром».
Пески, вследствие крайне незначительного содержания органо-минеральных коллоидов, обладают ничтожной поглотительной способностью. Емкость поглощения в песках обычно колеблется в пределах 1—5 м-экв. и редко бывает больше. Это видно из приводимых ниже данных о емкости поглощения различных видов песков и песчаных почв Северного Прикаспия.