В результате сопоставления минералогического состава эоловых отложений Ясамальской долины с минералогическим составом коренных пород С. Г. Саркисян пришел к заключению, что в сложении указанных отложений принимают участие все коренные породы склонов и дна Ясамальской долины и что исходным материалом для образования бугров являются главным образом осадки продуктивной толщи и затем отложения апшеронского и акчагыльского ярусов.
Интересной представляется также работа А. П. Божинокого (1939), в которой содержатся данные о минералогическом составе дюнных песков, развитых на левом берегу р. Ангары по ее левым притокам, несколько выше г. Иркутска. Выясни-лосе, что эти пески хорошо отсортированы, зерна окатаны и частично отшлифованы. В механическом составе преобладает фракция мелкозернистого песка (57—81%); количество среднезернистого песка составляет от 15 до 39%, а количество физической глины (частиц мельче 0,01 мм) —от 2,2 до 4,4%.
Песок, как указывает автор, — кварцево-полевошпатовый с содержанием минералов тяжелой фракции от 10 до 15%. В составе тяжелой фракции песков обнаружены следующие минералы (в %): роговая обманка (40—55), диопсид (12— 20), эпидот (10—15), турмалин (5—15), рудный минерал (5—10), гранат (2—6), топаз (1—2), циркон (0—4), монацит (0—5) и хлорит (0—3).
На основании изучения состава фракции тяжелых минералов дюнных песков и юрских песчаников (на которых залегают дюнные пески) автор пришел к заключению, что дюнные пески образовались не за счет юрских песчаников, а за счет зандровых отложений, представляющих собой продукт разрушения кристаллических пород области Восточных Саян.
Таким образом, мы видим и в данном случае пример разрешения вопроса о генезисе современных дюнных песков путем изучения их минералогического состава и в частности состава фракции тяжелых минералов.
Ограничиваясь этим кратким, далеко не полным рассмотрением литературы по изучению минералогического состава песков, перейдем к анализу наших материалов.