В историческое время этот ландшафт, в результате хищнического землепользования, подвергается сильному разрушению, что обусловливает образование разнообразных форм эоловых песков.
В дальнейшем будут приведены некоторые дополнительные фактические данные по палеонтологической и минералогической характеристике изученных нами песков Северного Прикаспия, которые проливают свет на разрешение вопроса их генезиса.
Как известно, в геологии и палеогеографии изучение погребенной фауны широко применяется для обоснования стратиграфических построений и палеогеографических реконструкций. Однако этот весьма ценный и перспективный метод, насколько нам известно, пока еще не нашел применения при исследовании песков. В этом отношении использование палеонтологических данных, к которому мы прибегли для суждений о генезисе песков, по-видимому, является первым опытом и поэтому возможно не лишенным тех или иных недостатков. Сознавая это, мы, тем не менее, сочли возможным привести здесь наши небольшие материалы по характеристике погребенной фауны песков, стремясь использовать и другие методы, помогающие разобраться в сложном вопросе происхождения песчаных отложений.
Погребенная моллюсковая фауна была собрана нами в различных пунктах Северного Прикаспия, примерно в 50 точках, как с поверхности песков, так и с различных глубин (до 3 м) при закладке почвенных шурфов и разрезов. Пункты сбора раковин обозначены на прилагаемой карте танатоценозов песков Северного Прикаспия, а перечень состава раковин приводится в таблице. По каждой точке сбора раковин дается краткое описание условий взятия раковин, указывается глубина залегания грунтовых вод, форма нахождения раковин и их встречаемость по трехбалльной шкале (1 —единично, 2 — мало, 3 — много).