В отношении остальных песков Северного Прикаспия И. И. Томашевский разделял, по существу, взгляды своих предшественников, считая, что пески образовались в результате эоловых процессов из морских глинисто-песчаных отложений.
Впрочем, И. И. Томашевский в одной из своих прежних работ, касающихся Хошеутовских песков, как это было рассмотрено выше, пришел к заключению, что в образовании рельефа песков и покровных песчаных отложений принимали участие также сильные водотечения, протоки и ручьи пресной воды и речные осадки (Томашевский, 1914).
Позднее аналогичное предположение о происхождении Нарынских песков сделал А. Г. Гаель (1933), согласно которому ленточно-бугристые пески являются прирусловыми отложениями, а ашики — заиленными руслами.
Одновременно с этим В. А. Ковдой и Н. Н. Лебедевым (1933) была высказана мысль не об аллювиальном, а об аллювиально-дельтовом происхождении указанных песков, связанном с установлением границ отступавшего хвалынского бассейна по линии: Сталинград — Урда — низовья Узеней.
В дальнейшем точка зрения об аллювиально-дельтовом генезисе Нарынских песков была подтверждена нашими исследованиями и вместе с тем были намечены основные фазы их развития (Якубов, 1935, 1938). В этой схеме нами были выделены следующие четыре основные фазы развития Нарынских песков (Якубов, 1938):
1) аллювиально-дельтово-аккумулятивная (с первоначальным слабым эродированием подстилающих морских отложений);
2) эрозионно-деструктивная;
3) субаэральная деструктивно-аккумулятивная;
4) современная («антропогенная»).
Так как эти фазы были подробно рассмотрены в одной из вышеуказанных работ (Якубов, 1938), то здесь напомним о них очень кратко.