Растительность на мелко-среднебугристых песках преимущественно эфемерово-песчано-полынная (мятлик, костер кровельный) с примесью овса песчаного, аристиды, кумаршика, осоки колхидской, хондриллы, полыни, белой, житняка, вейника, кангбаков и др.
Местами в понижениях бугристых и котловинах барханных песков встречаются вейниково-кыячные заросли. Из древесно-кустарниковой растительности в песках произрастают жузгун, тамарикс, местами ива каспийская, редко лох и тополь гибридный. Значительные заросли жузгуна и тамарикса имеются в песках северной части района, прилегающей к Камыш-Самарским разливам.
На неразбитых участках бурых песчаных почв развита эфемерово-житняково-белополынная растительность.
Лугово-степные и лугово-каштановые почвы понижений покрыты разнотравно-житняковой растительностью, а луговобурые и бурые лугово-степные солончаковатые лебедой татарской, полынью солончаковой и др.
Луговые солончаки покрыты лебедой татарской, мятликом, сарсазаном, солончаковой полынью и др., а луговые солонцы— лебедой татарской, кермеком, камфоросмой и др.
Несколько специфический характер имеет территория песков, прилегающая с юга к системе Камыш-Самарских разливов, что позволяет выделить ее даже как особый подрайон. Здесь наиболее распространены гряды мелко-среднебугристых песков, чередующиеся с протоками, ериками, озерами (большей частью пересыхающими), сухими ложбинами, солончаками, сорами и неразбитыми равнинными участками. Встречаются также небольшие участки барханных песков. Минерализованные грунтовые воды залегают в котловинах на глубине 1,5—2 м. Пресные или слабосолоноватые воды имеются только в котловинах оголенных и слабо заросших крупно-среднебугристых и барханных песков. Почвы в заросших песках — песчаные и глинисто-песчаные, слабо гумусированные; на неразбитых участках — бурые песчаные.
Пески здесь, в целом, заросшие — эфемерово-песчанополынной и белополынной растительностью. Имеются значительные заросли тамарикса и жузгуна. Песчаные и супесчаные почвы покрыты эфемерово-житняково-белополынной растительностью.