В южной части (район песков Дынгызыл, Кошалакты, Ганюшкино и др.) гряды ориентированы широтно, барханные цепи простираются почти меридионально, т. е. поперек длинной оси гряд или с северо-северо-востока на юго-юго-запад. Склоны осыпания цепей в этом случае направлены на запад.
В западной и средне-западных частях (район Хошеуты) барханные цепи простираются почти вкрест широтно ориентированных гряд с некоторым отклонением на северо-восток. Склоны Осыпания оказываются обращенными на запад и северо-запад.
Аналогичное явление в ориентировке барханных цепей наблюдал также И. В. Мушкетов. По его данным, в низовом правобережье р. Волги в районе с. Замьяны и с. Сероглазовки крутые подветренные склоны были обращены на юг, юго-восток и юго-запад. Южнее, между с. Лебяжье и с. Дурново— на месте встречи континентальных и морских ветров, барханы имели равносклонную форму, а у с. Дурново преобладали барханы с крутыми северными склонами, свидетельствующими о господстве южных морских ветров — морян.
Точно так же в районе с. Басы, с. Михайловки и с. Зензели подветренные крутые склоны барханов оказались обращенными на запад, запад-северо-запад и даже почти на север.
На основании этих наблюдений, а также исследований М. А. Рыкачева над распределением ветров и атмосферного давления в Каспийском море, И. В. Мушкетов пришел к заключению, что барханы, «более удаленные от Каспия, направляются к его берегам, гонимые материковыми ветрами N, NO, NW, W, вследствие чего N, NO, NW, W-ые склоны их пологие, а противоположные подветренные крутые, тогда как с приближением к Каспию направление движения их становится обратным, т. е. они получают движение под влиянием морских ветров S, SO, SW и О» (Мушкетов, 1895).