Грядово-барханные пески в Северном Прикаспии развиты главным образом в южной приморской части, где они опоясывают северное побережье Каспия.
«На целые десятки верст — ни растительности, ни людей, ни животных, ни птиц,—только пески и пески, собранные в громадной высоты мощные бугры, так называемые барханы»,— писал о них сорок лет назад Ф. А. Аверьянов (1913). В настоящее время облик этих песков в результате процессов естественного зарастания, и отчасти пескозакрепительных работ значительно изменился. Голые барханные пески не занимают теперь больших сплошных площадей; они представлены в виде разрозненных массивов в (комплексе с заросшими и зарастающими, преимущественно бугристыми песками, а также участками равнинных песков, солончаков и соров. Утверждение А. Г. Гаеля (1949) о том, что площадь, занятая сыпучими подвижными песками, «достигает максимума 50% — в Северном Прикаспии между pp. Уралом и Волгой», является весьма преувеличенным (см. Якубов, 1941; Трушковский, 1952).
Грядово-барханные пески развиты не только в приморской полосе. Они встречаются небольшими участками почти на всем пространстве песков Северного Прикаспия.
Грядово-барханные пески распространены в местах развития грядового и увалистого рельефа, где гряды и увалы высотой до 15—20 м, а иногда и более, чередуются с ложбинами, занятыми равнинными и отчасти бугристыми песками, а также солончаками и сорами. Эта тесная зависимость распространения грядово-барханных песков от характера первоначального рельефа была подмечена и неоднократно подчеркивалась И. И. Томашевским (1931). Именно он, сравнительно долго изучавший пески Прикаспия, впервые обратил внимание на то, что грядово-барханные пески (барханные по классификации И. И. Томашевского) развиваются там, где местность отличается большими неровностями, где степь имеет «бугристый рельеф», и что «барханы всегда образуются на бывших степных буграх». Это обстоятельство, однако, не было учтено некоторыми исследователями (Худяков, 1946, и др.), и в литературе, касающейся прикаспийских песков, распространился неверный взгляд о колоссальных скоплениях эолового песка в виде стометровых кучугуров (бугров) и барханов высотой 50 м.