Растительный покров песков пустынной зоны Северного Прикаспия

Растительный покров песков пустынной зоны более разнообразен по своему флористическому составу, чем растительность зональных бурых почв.

Он слагается главным образом из песколюбов, и только в случае засоленности песков обмечается преобладание различных галофитов.

Значительное разнообразие растительности особенно характерно для бугристых песков, где вершины и склоны бугров бывают покрыты кыяком, кангбаками, кулан-куйруком, кум аршиком, полынью песчаной и многими другими растениями. В котловинах этих песков местами сплошные заросли образуют тот же кыяк с примесью вейника или донника (Meliiotus wolgicus, М. polonicus, М. albus, М. officinalis), с участием некоторых песколюбов.

Из кустарников здесь встречаются жузгун, тамарикс, астрагал древовидный, а местами также заманиха. Развивается напочвенный покров из Tortula и Bryum.

 


В мелкобугристых песках, кроме песколюбов, широко распространены эфемеры (костер кровельный, полевичка, гулявник) и другие растения, развивающиеся в межбугровых понижениях (лебеда, солянка натронная, полынь солончаковая, адраспан). Участки неразбитых песчаных почв покрыты житняково-белополынной растительностью (полынь белая, еркек, изен, терскен и др.).

Растительность засоленных равнинных песков с бурыми луговыми почвами представлена главным образом солянковыми ценозами — лебедово-солянковым (Atriplex tatarica, Salsola nitraria), солянково-лебедовым (Kalidium foliatum, Atriplex tatarica) с примесью других растений. На взбугренных участках данных песков часто сплошной покров создают эфемеры (костер кровельный, гулявник) с примесью некоторых песколюбов.

 


Кучевые пески образуются селитрянкой (Nitraria Schoberi). тамариксом (Tamarix gracilis, Т. hispida) и сарсазаном. Растительность между кучами состоит из Atriplex, Kalidium, Salsola, Peganum и др., а также некоторых песколюбов (Elymus giganteus, Allium).

Что касается барханных песков, то здесь встречаются лишь одиночные кустики овса песчаного, кумаршика, гелиотропа и других песколюбов, а из кустарников жуэгун и тамарикс, образующие местами в котловинах небольшие заросли.