Лугово-дерновые почвы покрыты злаковой и злаково-разнотравной растительностью с преобладанием пырея и вейника, а на лугово-солончаковых почвах, наряду с широким развитием пырея, отмечается значительное участие камыша приморского, ажрека, горчака и различного разнотравья.
В солончаках к преобладающему ажреку заметную примесь составляют солерос, сарсазан, петросимония, полынь солончаковая и другие растения. Солонцеватые почвы и солонцы, развитые на бэровских буграх, покрыты солянково-полынной растительностью (Artemisia maritima, Anabasis aphylla, A. salsa, Kochia prostrata) с примесью эбелека, ковылей (Stipa capillata, S. Lessingiana) и некоторых других растений.
Покров избыточно-увлажненных почв состоит главным образом из тростниковой и тростниково-рогозовой ассоциаций, в которых местами заметное участие принимают вейник, бескильницы, солерос, кермеки и др.
Естественная древесно-кустарниковая растительность в плакорных условиях развития бурых почв отсутствует совершенно. Она встречается лишь в речных поймах, в дельте (Salix alba, S. trlandra), а также в приморской полосе (кустарниковые ивы и тамариксы).
В пустынной зоне Северного Прикаспия, как указывалось выше, весьма широко развиты пески — равнинные, бугристые, барханные и др., среди которых встречаются незначительные по размерам участки неразбитых бурых песчаных почв с белополынной растительностью, солончаки и соры.
Почвенный покров в песках весьма разнообразен, что, при прочих равных условиях, зависит главным образом от характера их рельефа. Расчлененный характер рельефа песков обусловливает различное увлажнение, которое в свою очередь накладывает резкий отпечаток на характер растительности, а следовательно, и на почвообразовательные процессы. Поэтому даже на небольших участках песчаного ландшафта вполне закономерно обнаруживаются самые разнородные почвы, начиная с первичных форм и до развитых в разной степени гумусированных рыхлопесчаных почв.