Только три перечисленных источника, по мнению В. А. Ковды (1941), включают в солевой баланс Каспийской низменности ежегодно колоссальное количество различных солей.
Здесь не приняты во внимание еще другие, трудно поддающиеся учету источники поступления солей: принос солей грунтовыми водами, соли, возвращенные суше во время неоднократных колебаний уровня Каспия. Не принято во внимание также возможное поступление солей через напорные пластовые воды и пр.
Таким образом, указанные, а также, возможно, и другие источники поступления солей в конечном счете приводят к тому, что грунтовые воды Северного Прикаспия, особенно южной его части, оказываются значительно минерализованными с преобладанием в их составе сульфатно-хлоридных и хлоридных магниево-натриевых солей.
По определению В. А. Ковды (1946), Прикаспийская низменность относится к провинции хлоридного соленакопления, которая характеризуется «подавляющим преобладанием хлоридов натрия и магния над сульфатами». На накопление в почвогрунтах Каспийской низменности сульфатов, а ближе к Каспию и хлоридов еще ранее указал Ф. П. Саваренский (1922). Такой характер засоления грунтов и вод объясняется и свойствами самих хлоридов — их высокой растворимостью и легкой подвижностью. К хлоридам большую или меньшую примесь составляют сульфаты. Наличие концентрированных растворов хлоридов натрия и магния, вызывающих и усиливающих обменные реакции, приводит к образованию и накоплению в грунтах и водах других солей. Оно приводит, например, к накоплению в солончаках гипса в виде сплошных прослоек или даже плит. Это же высокое содержание легкорастворимых солей в грунтах и водах обусловливает накопление карбонатов кальция и магния в породах и почвах.