Выше было указано, что та часть Каспийской низменности, на которой распространены пески, является наиболее пониженной частью, находящейся в области значительных отрицательных отметок.
Это обстоятельство служит, как указывает В. А. Ковда (1946), причиной все возрастающего обогащения грунтов и грунтовых вод солями, сносимыми сюда наземными и подземными стоками. В процессе засоления грунтов и грунтовых вод важное значение имеет явление перераспределения солей, заключенных в грунтах. При этом более возвышенные участки рельефа постепенно освобождаются от легкоподвижных солей — опресняются, чему благоприятствует в южной части Каспийской низменности опесчаненность покровной толщи. Наоборот, пониженные места, представляющие собой главным образом остаточные впадины древнеэрозионной сети, подвергаются засолению. Здесь образуется обширная сеть соров и солончаков, являющихся своего рода местными очагами современного соленакопления.
Состав солей в грунтах и водах Каспийской низменности разнообразный. Разнообразие солей, в частности, в озерах и сорах давно обратило внимание многих исследователей (Пал-лас, 1788; Гмелин, 1777; Гебель, 1837—1838; Эверсманн, 1840, Федченко, 1870; Морковников, 1885; Аникин, 1898; Мушкетов, 1895; Томашевский, 1914, и др.). Было установлено, что при общем хлоридном характере засоления в одних озерах-сорах преобладают хлориды, а в других значительную примесь к ним составляют сульфаты.
Различие химического состава рассолов аналитически было показано еще Ф. Гебелем (1838), Г. П. Федченко (1870), В. Морковниковым (1885) и позднее подтверждено исследованиями специальных экспедиций Академии Наук под руководством академика Н. С. Курнакова (Курнаков и Ронкин, 1931; Николаев и Кузнецов, 1935, и др.). По поводу происхождения и различия состава солей рассолов озер-соров высказывались различные предположения. Паллас, например, писал, что «соль, залегающая в степи (б. Киргизские степи. — Т. Я.), происходит от моря, покрывавшего эту степь и оставившего нам несомненные е том следы» и, что соленые озера — это бывшие заливы Каспийского моря. Взгляды Палласа разделялись Гмелиным и Эверсманном.