Уровень грунтовой воды в песках, как известно, подвержен значительным колебаниям. Это зависит от многих причин и прежде всего от количества выпадающих атмосферных осадков.
В годы с большим количеством осадков грунтовые воды поднимаются выше, а в годы с меньшим количеством осадков опускаются на несколько дециметров. Для песков Северного Прикаспия такое явление отмечали А. Н. Салин (1930) и И. И. Томашевский (1931).
Колебание уровня грунтовых вод наблюдается не только по годам, но и по отдельным сезонам, в зависимости от погодных условий. Повышенное стояние уровня грунтовых вод отмечается обычно весной и поздней осенью, а летом и в меньшей степени зимой происходит обратное явление. Наблюдения И. И. Томашевского (1931) в Хошеутовских песках, находящихся в пустынной части Северного Прикаспия, показали, что в голых песках у подножия бархана амплитуда колебания уровня грунтовой воды в год его наблюдений (1913 г.) составила 24 см. При этом максимальный подъем уровня (на 14 см) был отмечен в конце марта, т. е. после оттаивания грунта, а наибольшее снижение в 10 см — в начале июля.
В отношении полупустынных Нарынских песков мы располагаем лишь двухлетними наблюдениями Букеевского опытного поля над колебанием уровня грунтовых вод в ашиках. Г. И. Лакин (1913) указывает, что в котловинах Нарынских песков грунтовая вода весной находится на глубине 1—1,4 м, а к концу лета понижается до глубины 1,8—2,8 м. Эти наблюдения также подтверждают зависимость высоты стояния грунтовых вод от количества выпадающих атмосферных осадков. Так, например, в 1928 г. . (осадков выпало 180,5 мм) уровень грунтовой воды весной (апрель) находился на глубине 111 см и снизился постепенно к осени (сентябрь—октябрь) до глубины 154 см. В засушливом 1929 г. (осадков выпало 122,7 мм) уровень грунтовой воды в те же сроки соответственно находился на глубине 128 и 167 см. Снижение уровня грунтовой воды произошло в 1928 г. на 43 см, а в 1929 г. на 39 см.