Формирование основных черт современного рельефа Северного Прикаспия, как мы могли видеть из данных геологического строения, связывается главным образом с событиями послехвалынского времени, исключая дочетвертичные образования (Православлев, 1926; Герасимов, 1937; Жуков, 1937, 1945, и др.).
В результате отступания хвалынского моря в это время на территории современных песков Северного Прикаспия образуется обширная древнедельтовая область, поверхность которой подвергается размыву водными потоками, устремлявшимися вслед за отступающим морем.
Процессы размывания дельтовой суши происходили не всюду одинаково и в общем без глубокого врезания. Понятно, что наиболее сильно расчленялись устьевые части рек, поверхность авандельты и места наибольших концентраций водных масс. Несколько своеобразным в этом отношении был район Нарынских песков, где ашики, представляющие русла древних протоков, формировались, повидимому, при наличии сравнительно значительного стока воды и при условии относительно быстрого понижения базиса эрозии.
Значительное эродирование происходило, видимо, в северной и центральной частях дельты, о чем свидетельствуют нередко встречающиеся обнажения суглинков и местами глины шоколадного цвета, подстилающие древнедельтовые наносы (пески Кзыл-Шагыл, Жаскус, Толыбай, Теректы, Дюйсе, Шоткара, Жанконды, Ит-Имген, Жаик, Жидели, Даул и многие другие). Вместе с тем в этих же и многих других местах обнаруживаются случаи частичного размыва и, реже, полного сноса и сланцеватой глины шоколадного цвета. Это отмечал также И. И. Томашевский для условий Хошеутовских песков. Он писал, что «наименьшая мощность глины наблюдается там, где она впоследствии была подвержена сильному размыву и сносу, и, может быть, название подобных мест, вроде «Тугай-Худук», говорит в пользу предположения о существовании здесь протока» (Томашевский, 1914).
Равным образом М. М. Жуков (1935) встречал в районе Енотаевкв хвалынские глины шоколадного цвета в бэровских буграх, а в межбугровых понижениях их не оказалось.