Пески степной и полупустынной частей представлены преимущественно бугристыми формами, и лишь в местах сильного сбоя и главным образом на грядах, увалах, а также в местах развития прибрежных песчаных скоплений наблюдаются барханные пески.
Своеобразное строение имеют Нарынские пески, где ориентированные с северо-востока на юго-запад ленты бугристых песков, шириной до 10 км и протяжением до 50 км, перемежаются с равнинными песчаными пространствами — ашиками, имеющими примерно такую же ширину и длину (Якубов, 1935).
Морфологический облик песков, широко распространенных в пустынной части Северного Прикаспия, далеко не однообразен.
Характер достаточно сложного устройства поверхности данных песков может быть иллюстрирован схематизированным нивелирным профилем песков от ст. Досанг (на р. Ахтубе) до пос. Гребенщиково (на р. Урале). Из рисунка видно, что на территории песков имеется ряд крупных и широких возвышений, отметки которых превышают прилегающие ложбины на 6—8 м и более. Последние, видимо, представляют собой те самые «долинообразные депрессии», о которых Паллас (1788) писал, что они «наподобие цепи друг с другом соединенные и весьма часто удивительным образом друг друга пересекающие» простираются от песков Нарын до Каспийского моря.
Кроме того, на участке профиля от соленого озера Б. Чулан до долины р. Урал выделяется обширная возвышенная полоса шириной в 50—60 км, которая поднимается над областью распространения песков на 15—17 м, а над современным уровнем рек Ахтубы и Урала — на 20—25 м.
В результате произведенных исследований в южной части песков Северного Прикаспия, представляется возможным выделить следующие основные формы мезорельефа: 1) гряды, 2) увалы, 3) равнинные песчаные участки и 4) депрессии. Все эти образования, находящиеся в тесной генетической связи с описанным выше рельефом окружающих пески пространств, подверглись сильному видоизменению в результате длительных и интенсивных денудационных процессов.