На территории Северного Прикаспия, занятой песками, вследствие имевших место интенсивных эрозионных процессов, бурые суглинки, а также шоколадного цвета глины почти всюду оказываются размытыми и на значительных пространствах почти полностью удаленными.
Это подтверждается также данными специального гидрогеологического исследования по трассам двух каналов, проходящих через западную часть песков: на протяжении указанных трасс в буровых скважинах (глубиной 10—12 м) глины шоколадного цвета не были встречены. Они встречаются здесь лишь по краям песчаного массива, в местах, не затронутых размыванием, а также среди песков небольшими пятнами, сохранившимися от размывания, или во вторичном залегании. В последнем случае указанные отложения часто бывают прикрыты тонким слоем навеянного леска и реже представлены выходами их элювия.
Это было отмечено и И. И. Томашевским (1914), исследовавшим Хошеутовские пески, который писал, что «нередко в низинах замечаются выходы элювия каспийской глины в виде плешин, свидетельствующие об интенсивности бывших некогда процессов развевания или же процессов смывания и выноса материала при помощи воды. Первый случай мог иметь место в замкнутых низинах и котловинах, где развевание песчаных каспийских осадков дошло до глинистого пласта; второй случай приурочен к вытянутым низинам или, вернее, лощинам, имеющим некоторый уклон, и поэтому здесь возможно допустить существование протока, водами которого до известной степени были размыты прикрывавшие глину более легкие каспийские осадки».
Следы сильного размыва хвалынских озерно-морских отложений и их переотложения обнаруживаются также по тем глинистым прослойкам и линзам, которые присутствуют в толще покровных песков, залегающих на поверхности ательских суглинков.