Новое положительное перемещение береговой линии Каспия авторы сопоставляют с кемрудской и джорджанской морскими осцилляциями П. А. Православлева.
В это время многие реки (Горькая, Б. и М. Узени, Кушум и др.) имели связь с отступавшим джорджанским морем и врезались в песчаные отложения своих низовий. Происшедшее затем врезание Волги, вследствие тектонической подвижки в зоне Каспия, а также слияние Торгуна и Еруслана и перехват их Волгой, прекращают существование огромного потока в пределах Каспийской низменности. Обширные эрозионные депрессии потока превращаются в цепь бессточных соленых озер, лиманы, соры и солончаки.
Наконец, в историческое, совсем недавнее, время, согласно В. А. Ковде и Н. Н. Лебедеву, происходила еще одна трансгрессия, которая ими синхронизируется с саринской осцилляцией Каспия П. А. Православлева. Эта трансгрессия вызвала грунтовый подпор одряхлевшей гидрографической сети и явилась причиной разливов рек и оживления лиманов, соленых грязей и соров.
Такова вкратце схема послехвалынской истории Каспийской равнины, которая рисуется для северных районов Прикаспия. Что же касается генезиса обширных песков, расположенных южнее и восточнее грязей Хаки, то этот вопрос в работе В. А. Ковды и Н. Н. Лебедева не затрагивается, и один из авторов (Лебедев, 1933) в другой своей работе высказывает пожелание о необходимости дополнительных исследований.
Для выяснения палеогеографии Каспийской низменности весьма существенное значение имеют работы М. М. Жукова, занимавшегося в течение ряда лет исследованием четвертичных отложений низового Поволжья и низового Приуралья. М. М. Жуков на основании своих исследований подтвердил рассмотренную выше стратиграфическую схему П. А. Православлева и указал на существование определенной ритмичности в процессах осадкообразования. Стратиграфическая схема П. А. Православлева подтверждается также и для низового Приуралья (Доскач и Герасимов, 1937). Сохранив за основными геологическими циклами названия, данные Православлевым (ярусы бакинский, хазарский и хвалынский и послехвалынские свиты), и усматривая причинную зависимость между трехкратным оледенением и трехкратной трансгрессией Каспия, М. М. Жуков каждый цикл разделил на четыре фазы:
1) размыва, в связи со снижением уровня данного бассейна,
2) трансгрессии и накопления морского горизонта яруса,
3) образования субаквальных лагунных и озерно-болотных осадков, соответствующих сухому межледниковому времени,
4) образования континентальных субаэральных осадков, связанных с наступлением стойкого сухого и жаркого климата.