Отступание узенского моря потянуло за собой всю систему впадавших в него с севера рек. Последние, врезаясь в морские осадки и синхроничные им отложения пресноводных бассейнов устьевых участков рек, дали начало формированию третьих террас рек Волги, Еруслана, Торгуна, Узеней и Урала.
Граница более позднего бассейна (с уровнем 10—15 м), связанная с задержкой вод отступавшего моря или с новой подвижкой Каспия, согласно В. А. Ковде и Н. Н. Лебедеву, намечается по линии Урда—Сталинград. В это время «устье Волги было несколько выше Сталинграда; параллельно Волге и юго-восточнее от нее существовал, питаясь водами древних Еруслана и Торгуна (возможно, и самой Волги), поток, расчленявшийся на несколько ветвей и впадавший в море в районе ст. Сайхин Астраханской ж. д. и у Урды на месте современных грязей Хаки. В этот же бассейн впадали реки Горькая, Б. и М. Узени, Кушум и другие, ныне не доходящие до Каспия и теряющиеся в своих наносах; вся эта речная сеть аккумулировала в долинах пресноводные отложения с сезонной слоистостью и обильным скоплением пресноводной фауны из Anadonta, Dreissensia, Planorbis».
В устьевых частях рек и потоков, как указывают В. А. Ковда и Н. Н. Лебедев, формировались дельтовые отложения преимущественно (песчанистого механического состава. Таковы Урдинские пески, пески низовьев Узеней, пески у оз. Соленый Сакрыл и пос. Джангалы. Именно здесь намечается вторая обширная древнедельтовая область.
Последующее значительное сокращение моря до границ современного Каспия или южнее его повлекло за собой формирование в долинах и краевых частях потоков вторых аллювиальных террас.