Саринские осадки содержат остатки пресноводной и солоноватоводной фауны моллюсков типа моллюсков современных придельтовых участков Северного Каспия, в том числе и Cardium edule L., мигрировавшего, как полагают, в Каспий из Азово-Черноморского бассейна по ириманычскому понижению (Соколов, 1904; Православлев, 1926, 1929, 1934). Л. С. Берг (1934) считает, что морские отложения, заключающие этот моллюск, моложе саринской трансгрессии П. А. Православлева.
Местами в подошве саринских осадков отмечаются следы субаэральных образований, погребенных почв, а местами остатки культурных слоев.
Климатический режим в дельте Волги в период отложения саринских осадков, как полагает П. А. Никитин (1933), был сходен с современным нижневолжским. Растительность этого времени представляется в виде заливных лугов, находившихся в окружении полупустынного ландшафта.
И. В. Палибин (1935) считает, что в прикаспийских странах с конца третичного времени условия существования растительности постепенно ухудшались в связи с оледенением в северном полушарии. Резкое изменение этих условий началось с конца апшеронского времени, что привело к исчезновению многих растений и особенно лесных пород.
Не создались благоприятные условия для сколько-нибудь широкого восстановления лесных растений и после окончания ледникового периода. На севере Прикаспия, как отмечает И. В. Палибин, лесная флора сменилась луговыми и степными флорами, имевшими небольшой процент кустарниковых и древесных растений.
С другой стороны, недавние исследования состава спор и пыльцы р деятельности в лиманных отложениях, произведенные Р. В. Федоровой (1951), показывают, что в районе развития лиманов Каспийской низменности в послехвалынское время происходило двукратное облесение «местности. При этом, как отмечает автор, облесенность была не всюду одинаковой и леса не имели сплошного распространения. Они группировались в основном вблизи крупных озер, рек и протоков, т. е. там, где почвенно-грунтовые условия, главным образом наличие влаги, благоприятствовали их произрастанию.