В отношении песков южной области В. М. Савич считает, что их прошлое — кунгур (твердая полынная степь), который в результате нерационального использования превращен в пески.
«Создавшись на нем (кунгуре), явившись сыпучей оболочкой на твердой основе,—пишет Савич,— лески повторили в общем своем очертании основной рельеф». Савич составил схематические профили песков северной и южной областей, которые в общих чертах правильно отображают основные песчаные образования и их взаимосвязи.
Не меньший интерес представляет работа P. X. Доктенека (1912), изучавшего растительность и ход зарастания юго-западных, Хошеутовских песков. О причине образования сыпучих песков Доктенек пишет следующее: «Всюду в Европейской России материковые сыпучие пески обязаны своим существованием нерациональной деятельности человека. И если в центральных или южных губерниях главные причины их возникновения суть топор и соха, то в Астраханской губ. роль этих орудий весьма успешно исполняют зубы и копыта животных. Стада животных догола уничтожают редкий растительный покров кунгура и в то же время разбивают копытами сухую, мало связанную гумусом супесчаную почву; тогда на сцену выступают сильные и весьма частые ветры: почва приходит в движение, глинистые частицы уносятся ветром в виде лёссовой пыли, песок же нагромождается в барханы».
Существенно отметить указание P. X. Доктенека на то, что перевеваемые лишь с поверхности барханы «покоятся непосредственно на твердом неперевеянном полу».
Мощность эолового песка в межбарханных низинах, определявшаяся Доктенеком путем бурения до глубины несколько более 4 м, оказалась равной 1,7 м.
На территории исследованных Хошеутовских песков P. X. Доктенек различает две категории песков — мелкие и глубокие, зарастание которых в естественных условиях протекает различно.