Пески, согласно И. В. Мушкетову, подходят к самому морю и способствуют обмелению и осушению его прибрежной полосы (1896).
Они заносят пастбища, поля, луга, озера, селения и пр. (1895). Наибольшее образование подвижных песков отмечается у населенных пунктов, возле которых большей частью и наблюдается развитие барханов высотой от 5—10 до 20 м. При этом барханы на побережье Каспия, Енотаевские, Замьянские, Дурновские и др. маскируют степные бугры. «Они также располагаются на основных буграх и кажутся с первого взгляда гораздо более массивными, нежели на самом деле; группируясь по буграм, они имеют вид песчаных гор с чешуйчатой поверхностью и называются у местных жителей «толокнянньгми горами» (Мушкетов, 1895). Что касается основных бугров, то, по И. В. Мушкетову, одни из них представляют старые дюны, слежавшиеся и скрепленные растительностью; другие же состоят из каспийских осадков, характеризуемых присутствием в них обломков каспийских раковин и их скоплений в котловинах выдувания. «Однако разграничить площади развития тех и других,—, говорит Мушкетов,— решительно невозможно, так как бугры различного происхождения замаскированы новыми барханами» (1895).
На основании своих наблюдений И. В. Мушкетов выделяет следующие «типы» песков и песчаных почв:
1) кунгур — твердая песчаная полынная степь;
2) чагылы — плоско-волнистые, заросшие кыяком (Elymus giganteus), мелкобугристые пески, представляющие собой зарастающие площади сплошного развевания;
3) кучугуры — бугристые пески, представляющие собой зарастающие площади спорадического развевания (барханные пески), высотой до 100 м;
4) барханы — разносклонные песчаные холмы, совершенно лишенные растительности, высотой не более 10—15 м и реже до 50 м.
В своей классификации песков И. В. Мушкетов пользуется казахской терминологией. Однако казахи чагылом (точнее шагылом) называют сплошные разбитые, голые или слабо заросшие крупно-среднебугристые, а также барханные пески. Что касается зарастающих или заросших бугристых песков, преимущественно мелкобугристых, с шагыром (Artemisia arenaria), то казахи их называют бдр или бдркай. Термин кучугур, широко употребляемый жителями южных песчаных районов, не известен казахам. Он, по-видимому, как указывает Б. Б. Полынов (1927), является привнесенным и образовался от извращения слова «кучи-горы». Слово бархан, по И. С. Щукину (1938), «тюркское и происходит из Средней Азии». Однако ни в Казахстане, ни в Средней Азии коренное население слова «бархан» не знает и не употребляет. Более правдоподобным нам кажется объяснение происхождения этого слова у Гебеля (Gobel, 1838), который считает его искажением слова «бурхан», означающим у калмыков божество.