Эверсманн высказывает свой взгляд на генезис приволжских и приахтубинских песков, указывая, что «эти пески прибойные, наносные, состоящие из тех же горнокаменных пород, которые образуют и самые берега Волги».
Эверсманн кратко описывает Камыш-Самарские озера, состоящие, как он говорит, из болот, озер и топких заводей, которые простираются далеко в степь. Эверсманн отмечает также, что в Камыш-Самарские озера впадают речки Б. и М. Узени, берущие начало с южного и юго-западного склонов Общего Сырта, и что вода в их верховьях пресная, «но, напитываясь по течению своему горькими солями, она делается совершенно горькой и в пищу употреблена быть не может».
Карта бывшей Внутренней Киргизской Орды, составленная по съемкам 1840 г.
Карта бывшей Внутренней Киргизской Орды, составленная по съемкам 1864 г.
Из работ раннего периода представляется интересной также статья Э. В. Ауэрбаха (1854), в которой содержатся сведения о песках западной части Северного Прикаспия. Ауэрбах, производивший геологические исследования в районе гор Б. и М. Богдо, Чапчачи и др., указывает, что при переезде с горы Б. Богдо до горы Чапчачи «местами приходилось ехать через глубокие пески, где три верблюда едва тащили тарантас». Он пишет далее, что в районе горы Бес-Шокы и горы Б. Богдо поверхность местами сложена «грядами сыпучих песков, представляющих непреодолимые преграды даже верховому или пешему путнику».
Следует здесь отметить также мнение К. Бэра о происхождении песков. Холмы сыпучего песка, лежащие на Волге между ст. Сероглазовской и Астраханью, согласно К. Бэру, образовались из продуктов разрушения типичных для этих мест бугров, названных впоследствии бэровскими.