Весьма интересны — не только с точки зрения описания распространения песков, но и в отношении попытки объяснения их генезиса — высказывания П. С. Палласа.
О распространении песков П. С. Паллас (1788) пишет следующее: «Сия степь (песчаная степь Нарын, по выражению П. С. Палласа) начинается почти под 49 градусом северной широты, между большим Узенем и так называемым Елтонским соляным озером (Алтаннор), примыкается к полосе холмов, между вершиною Большого Узеня и Улустана, из Общего Сырта проходящих и к полудню гораздо песчанее становящихся, и, не прерываясь, простирается посредине между Волгою и Уралом до северного берега Каспийского моря».
П. С. Паллас на основе своих наблюдений делает предположение о том, что территория Каспийской низменности представляет собою прежнее морское дно. В связи с отступанием моря, как пишет далее Паллас, «бывшие мели превратились в наносный песок, в Рын-пески, залегающие в приволжской степи, острова образовали холмы, глубины остались озерами и солончаками».
Интересны также наблюдения П. С. Палласа над рельефом района песков Нарын и, в частности, над развитыми здесь долинообразными депрессиями. Он пишет, например: «...от сего солончака (обширные соляные грязи Хаки), который весною обыкновенно от снежной воды потопляется, соленые долины, наподобие цепи друг с другом соединенные и весьма часто удивительным образом друг друга пересекающие, должны простираться по западному краю песчаной степи Нарына даже до Каспийского моря».