Минералогические анализы песков выявили два разнохарактерных типа осадков, имеющих различные области распространения, которые по месту их расположения названы нами волжской и уральской областями седиментаций.
Минералогическая разнохарактерность двух типов песчаных отложений и территориальная их разграниченность являются, по-видимому, следствием существования двух различных питающих провинций, а именно Русской платформы с ее покровными, главным образом флювиогляциальными, отложениями и горного Урала, продукты денудации которого характеризуются повышенным содержанием устойчивых и рудных минералов. Эти предположения находят также подтверждение в имеющихся литературных данных о минералогическом составе песков рек Волги и Урала.
Утверждение взгляда на Каспийскую низменность как на озерно-морскую равнину, пережившую в последнем этапе развития аллювиально-дельтовую стадию, изменило наши представления об образовании и развитии ее почвенного покрова. В связи с возрастанием аридности климата это развитие происходило в условиях постепенного осушения дельтовой поверхности и засоления аллювиально-дельтовых отложений. Этому способствовал прерывистый ход аэробных и анаэробных микробиологических процессов, обусловивший деградацию структурных дерново-луговых почв и образование засоленных и солонцеватых почв, от которых, в связи с отрывом от грунтовых вод, совершился переход к зональным каштановым и бурым почвам.
Результатом обрисованной эволюции аллювиально-дельтовой суши и соответствующих почв, помимо особенностей рельефа, являются засоленность и карбонатность почв и подстилающих пород, наличие погребенных почв, содержание конкреций и пр. Соответственно изменению условий среды изменялся и характер растительности. Прежняя болотно-луговая, лугово-лесная и лугово-степная растительность постепенно заменялась гало-ксерофитами. Существование на территории Северного Прикаспия в послехвалынское время названных ландшафтов подтверждается также данными спорово-пыльцевых анализов. Таким образом, можно считать установленным, что современные почвы, находящиеся, согласно учению В. Р. Вильямса, в степном и пустынном периоде единого почвообразовательного процесса, пережили стадии развития болотных, лугово-болотных и дерново-луговых почв со свойственным им растительным покровом.