Покровные отложения Северного Прикаспия до последнего времени некоторыми исследователями рассматривались как отложения обширного Хвалынского моря (Мушкетов, Православлев и др.).
Основной почвообразующей породой считались различные озерно-морские соленосные отложения (Димо, Щеглов и др.), на которых развитие почвообразовательных процессов происходило от почв засоленного ряда, через процессы осолонцовывания к современным зональным почвам. Вместе с тем существовал и другой взгляд, согласно которому на территории Каспийской низменности в процессе отступания моря происходило образование дельт с широким развитием на их поверхности речных протоков, озер, болот и заливных равнин (Розен, Краснов и др.). Исследования, произведенные в последние два-три десятилетня Ф. П. Саваренским, Б. А. Келлером, В. П. Бушинским, М. М. Жуковым, В. А. Ковдой, И. П. Герасимовым и нами, подтвердили справедливость этой концепции.
Автор, опираясь на данные М. М. Жукова, изучавшего палеогеографию Хвалынского моря с реконструкцией его регрессивных фаз, пришел к заключению, что формирование ландшафтов песков происходило, вероятно, в багырдайской (Нарынские пески) и новобогатинской регрессивных фазах развития хвалынского Каспия, в результате стока вод систем рек Волги и Урала, расчленявших дельтовую поверхность. В дальнейшем сток вод был ограничен на востоке и юго-востоке приуральской возвышенностью (высотой 15—17 м), а с юга фронтом куполовидных поднятий (Кокыртгы-Шагыл, Жаксы-Шолан, Жаман-Шолан, Кошалакты, Бес-Шокы, Чапчачи). Вследствие этого воды устремляются в сторону современной Волго-Ахтубинской долины, о чем свидетельствуют многочисленные ложбины стока, распространенные от северных границ песков до широты пос. Харабали, а также бэровские бугры, развитые южнее.