Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к изученным нами пескам. Однако лесомелиоративные возможности барханных песков южной части Северного Прикаспия строго ограничены.
В частности, вершины и склоны высоких барханов крайне неблагоприятны для культивирования древесной растительности, несмотря на то. что в этих условиях пески не содержат вредного избытка почвенных солей. Причиной этого является главным образом ограниченность запасов влаги в толще песка (при глубоком залегании грунтовых вод), а также интенсивные процессы развевания, препятствующие приживанию культур или даже губящие их.
Тем не менее барханные пески, приносящие вред хозяйственным угодьям, строениям и пр., как показывают опыты Астраханской пескозакрепительной организации (на песках приморских, хошеутовских и др.), могут быть закреплены некоторыми кустарниками в системе механических защит. К числу этих кустарников относятся, например, жузгун, кандымы (Calligonum Caput Medusae и С. arborescens) и тамарикс, оказавшиеся достаточно эффективными для закрепления подвижных песков.
Значительно более благоприятны для роста древеснокустарниковых культур котловины грядово-барханных песков, в которых близкое залегание даже минерализованных грунтовых вод вполне обеспечивает естественное произрастание тамарикса. Это указывает на возможность более широкого его культивирования в условиях котловин.
Таким образом, путем комбинированных культур — кандымов и «жузгуна на вершинах и склонах барханов и тамарикса предпочтительно в котловинах — представляется вполне возможным закрепить подвижные пески в местах их сильного развития и там, где они угрожают ценным сельскохозяйственным угодьям, строениям и другим хозяйственным объектам.