Ленточно-бугристые Нарынские пески имеют расчлененный бугристо-котловинный рельеф, вследствие чего условия для произрастания растений являются весьма разнообразными.
Это обстоятельство, как было показано выше, наложило отпечаток на характер естественной растительности и на почвообразование.
В Нарынских песках для произрастания как травянистой, так и в особенности древесно-кустарниковой растительности наиболее благоприятны котловины бугристых песков, в которых сравнительно близко залетают обильные и пресные грунтовые воды. Это обстоятельство, а также имеющийся опыт указывают на то, что в данных песках имеется полная возможность для искусственного лесоразведения в виде куртинных насаждений по влажным котловинам.
Результаты проведенного нами изучения Лесных культур Нарынокого лесничества показали, что в условиях котловин бугристых песков вполне успешно могут произрастать многие древесно-кустарниковые породы (Якубов, 1935, 1938). Работы Нарынского лесничества явились блестящим опровержением сомнений, высказанных Г. Н. Высоцким (1924), В. А. Дубянск им (1931) и другими относительно того, что древесные культуры в Нарынских песках погибнут якобы вследствие истощения запасов грунтовых вод.
Несостоятельность подобного рода суждений была отмечена в одной из наших прежних работ (1938). Значительно позже к такому же выводу пришел и А. Г. Гаель (1952), полностью подтвердивший наше заключение о несостоятельности утверждений Г. Н. Высоцкого, В. А. Дубянского и других. А. А. Молчанов, один из редакторов брошюры А. Г. Гаеля «Облесение бугристых песков Приаралья» (1951), давший в предисловии положительный отзыв на эту брошюру, вероятно по недоразумению, неверно приписал А. Г. Гаелю то, что он якобы «внес некоторые коррективы в сложившиеся взгляды крупного знатока природы леса и песков академика Г. Н. Высоцкого, предсказавшего гибель лесных культур в Рын-песках от истощения грунтовых вод». Между тем в действительности ошибочность взгляда акад. Г. Н. Высоцкого по указанному вопросу была впервые отмечена в работе Т, Ф. Якубова «Пески Нарын полупустынного Нижнего Заволжья» (1938).