Наблюдавшееся во второй половине сентября увеличение численности крякв, видимо, связано с появлением какой-то пролетной популяции.
Быстрое уменьшение количества крякв в начале октября не дает основания полагать, что эти птицы задержались здесь на более или менее длительный срок. Возможно, что часть отловленных в сентябре крякв принадлежала к этой пролетной популяции.
11 — 12.Х все озера в районе работы, за исключением «Лопаты», замерзли. Только на оз. Орешном сохранилась небольшая полынья, в которой держалось немного чирков и чернетей. Все кряквы собрались на «Лопате». После того как лед на озерах разошелся, большинство уток переместилось на оз. Ерус, но небольшая часть осталась и на «Лопате». В последующие 4 дня численность кряквы в районе работы возросла вдвое. 18. X количество крякв, дневавших на оз. Ерус и «Лопате», взятых вместе, достигла наибольшей для этого периода цифры — 590. Обращает на себя внимание то, что на оз. Ерус численность уток увеличилась относительно немного.
Большая часть прилетевших птиц присоединилась к тем кряквам, которые после потепления остались на «Лопате». Остановка на открытом некормном озере и последовавшее сразу вслед за этим параллельное уменьшение количества уток на «Лопате» и на оз. Ерус свидетельствует о том, что мы наблюдали в данном случае быстрое передвижение какой-то популяции крякв, возможно вызванное предшествовавшим заморозком. Одновременно с отлетом этих птиц отлетели и селезни из популяции, сложившейся на оз. Ерус в середине сентября. Последняя встреча окольцованного в это время селезня относится к 22. X.
В течение всей третьей декады октября и начала ноября количество крякв на оз. Ерус непрерывно возрастало и достигло максимума 8. XI. В этот день было учтено около 1000 крякв. Затем их число начало быстро уменьшаться, а 15. XI озеро окончательно замерзло.
Оценивая оба метода наблюдений, следует признать, что особенности пролета кряквы осенью 1957 г. были выявлены наблюдениями на оз Ерус значительно полнее, чем маршрутными учетами.