Надо сказать, что указанные виды, гнездящиеся в открытой пойме, находятся в более тяжелом положении, чем кряква и чирки, в течение всего сезона размножения.
Весной они могут приступить к гнездованию только после пика паводка, т. е. со второй декады мая, так как до этого в Окской пойме остаются незалитыми лишь редкие высокие гривы. В результате практикующегося в последние годы раннего сенокоса (начинающегося иногда с середины июня) большая часть кладок гибнет, а остающиеся гнезда становятся более доступными для хищников. Кряква и чирок-трескунок, гнездящиеся как в пойме, так и в лесу, и чирок-свистунок — преимущественно в лесу, находятся в более выгодном положении, тем более, что в мае—июне в лесу никаких хозяйственных работ не производится, и птицы почти не тревожатся человеком.
Вот почему в наших местах утки открытой поймы становятся все более редкими. В частности, за последние 3 года выводок хохлатой чернети наблюдался в районе заповедника только один раз. Много реже стал встречаться также красноголовый нырок. Численность этих двух видов резко сократилась после гидромелиоративных работ в правобережной пойме р. Оки, во время которых было спущено несколько озер. Таким образом, низкая численность серой утки, шилохвости, широконоски, красноголового нырка и хохлатой чернети надо считать следствием хозяйственной деятельности человека в поймах рек, являющихся основным местом гнездования этих уток. Подтверждение этому мы находим у В. В. Немцева (1956), согласно которому перечисленные виды, кроме красноголового нырка и серой утки, в районе Рыбинского водохранилища весьма обычны и даже многочисленны, но гнездятся здесь преимущественно на небольших островах, удаленных от коренного берега.
В период осеннего пролета утки останавливаются на больших озерах. В наших условиях большое количество уток задерживается на некоторых лесных озерах заповедника, где они находят полный покой. В некоторых таких местах на дневку собирается от 300 до 1000 уток, в большинстве — кряковых. На дневочных озерах утки держатся светлое время суток, а с наступлением вечера разлетаются на кормежку в соседние угодья, причем в начале осени этот вечерний перелет происходит засветло, а в октябре — после наступления темноты.