К гнездованию в центральных областях первой приступает кряква: самая ранняя встреча полной кладки (9 яиц) — 26. IV Следом за кряквой начинает гнездится чирок-свистунок и чирок-трескунок, т. е. виды, гнездящиеся как в открытой пойме, так и в лесу. Утки, гнездящиеся в открытой пойме, получают возможность для гнездования только после пика паводка, когда луга начинают освобождаться от воды, что происходит после 3—5. V
Гнездовой период у уток сильно растянут: последние кладки кряквы отмечались 23. VI, чирка-свистунка и чирка-трескунка — соответственно 7 и 9. VI. Остальные виды у нас малочисленны и по единичным встречам гнезд трудно дать фенологию их размножения.
Из всех найденных гнезд уток известна судьба 26. При этом вывелись птенцы только в 8 гнездах (31%), остальные гнезда погибли: 7 гнезд (27%) было разорено вороной, 4 (15%) — хищными млекопитающими (лисицей и енотовидной собакой); остальные 7 были уничтожены при прямом или косвенном воздействии человека: брошено из-за осмотров — 2 гнезда, разорено — 2, растоптано скотом при пастьбе — 2 и раздавлено косилкой — 1. При этом в двух гнездах вместе с кладкой погибли и самки.
Разорение вороной птичьих гнезд неоднократно отмечалось в орнитологической литературе. Имеются такие данные и для района Окского заповедника. По материалам В. П. Теплова и И. С. Турова (1956), одной парой ворон за 15 дней было разорено не менее 17 гнезд различных охотничьих птиц, в том числе не менее 6 гнезд уток. Среди яиц, найденных на кормовых столиках ворон, 70,3% составляли яйца уток.
По материалам А. П. Шкатуловой (1958), из 149 яиц, собранных на кормовых столиках ворон в охранной зоне Окского заповедника в 1956 г., 95 (63,7%) принадлежали уткам. Легко представить вред, приносимый вороной нашему дичному хозяйству, если учесть, что ворона питается яйцами в течение всего гнездового периода птиц, т. е. около 2 мес.
Таким образом, гибель гнезд водоплавающих в наших условиях весьма значительна, и основная роль в этом принадлежит вороне, причем разорению гнезд вороной способствует частое спугивание уток с гнезд человеком. «Без преувеличения можно сказать, что со взлетом с гнезда несущейся или насиживающей утки ее кладку можно считать погибшей — настолько внимательны обитающие в районе гнездовья вороны» (Ларионов, 1953). Защита утиных гнезд от вороны может быть в некоторой степени достигнута установкой искусственных гнездовий (Немцев, 1956; Скрипин, 1957).