С 13.VIII по 13.IX.1936 над территорией одного из санаториев в Тебердинском ущелье на высоте 1300 м над уровнем моря ежедневно наблюдалось движение стаек щурок к югу в сторону Главного Кавказского хребта.
При хорошей погоде в день пролетало 8—10 стаек, по 9—40 особей в каждой на высоте 80—120 м. У туристской базы Домбай-Ульген (1700 м) щурки, используя восходящие потоки воздуха, паря кругами, набирали высоту и летели на юг через вершину горы Белала-Кая (3951 м). Отсюда, очевидно, они попадали в долину р. Чхалты, а затем направлялись к берегу моря.
Однако при сильном ветре у склона Главного хребта щурки возвращались назад Тебердинским ущельем. 14—21.1Х.1936 г. стояли холодные дождливые дни, щурок в ущелье не было, но 22—24.IX при хорошей погоде они снова потянули вверх по Теберде. В этих же самых местах перемещавшиеся к югу пролетные стаи щурок наблюдались и в VIII.1937 года (личное сообщение А. Н. Формозова). Аналогичное явление, по нашим данным, имеет место и на участке Главного Кавказского хребта на пространстве против пос. Лазаревского и г. Адлера.
То же можно сказать и о перепеле, изредка гнездящемся на альпийских лугах Кавказского заповедника, численно здесь увеличивающемся в пролетное время (Дороватовский, 1913; Аверин и Насимович, 1938) и спускающемся отсюда горными долинами до их приустьевых пространств.
Что же вообще представляют собою осенние перемещения птиц на исследованном участке побережья? Вдоль Черноморского берега Кавказа осенью движутся десятки разных видов птиц, причем многие повторяют маршрут, уже пройденный другими. Таким образом, на путь, проделанный одними видами, как бы налагаются пути других, и пролет приобретает характер массового перемещения птиц в пределах одного и того же узкого по фронту пространства вдоль береговой линии и, возможно, по некоторым параллельным берегу речным долинам.
При этом проекция ряда потоков отдельных стай составляет общий путь движения вида, а проекция суммы потоков всех мигрирующих видов составляет тот «Massenzugweg», о котором говорят немецкие орнитологи. В это основное направление вливаются более мелкие потоки, идущие со стороны гор. Такие же узкие потоки движения установлены для ряда видов птиц на побережье Грузии, где фронт наиболее мощного из них занимал пространство «шириною около 3 верст» (Вильконский, 1897).