Опыт количественного учета зимующих птиц Северо-Восточного Прибайкалья

Опыт количественного учета зимующих птиц Северо-Восточного Прибайкалья

 

Баргузинский заповедник расположен на северо-восточном побережье Байкала, между озером и Баргузинским хребтом.

По долинам рек между отрогами Баргузинского хребта рельеф территории заповедника равнинный. В южной части заповедника горы, подходящие к Байкалу вплотную, круто идут вверх, а в центральной и северной частях более отлоги, хотя в прибереговой части обрываются скалистыми крутыми участками.

Экспозиции рельефа и действие Байкала в летнее время как своеобразного холодильника влияют на распределение и характер растительности. Поэтому тайга, покрывающая территорию заповедника, приурочена к хорошо выраженным вертикальным поясам. Таких вертикальных поясов можно выделить три:

1.    Равнинное побережье преимущественно с лиственничниками, подвергающимися непосредственному действию Байкала.

2.    Таежные предгорья и долины рек с сосновыми борами междуречий, солнопечных склонов гор и кедрачами северных склонов, участками приречных кедрачей-пихтачей, березовых возобновлений на бывших пожарищах и с другими насаждениями.

3.    Гольцы и подгольцовье, представляющее верхнюю границу леса, образованную зарослями берез, пихтой, угнетенным низкорослым кедром и участками сплошного кедрового стланика, в зимнее время погребенного под снегом.

Таким образом, мы видим, что микроклимат и рельеф отражаются прежде всего на характере растительности. Можно предположить, что эти факторы прямо или косвенно (например, через корма) будут действовать и на животных, в частности, на птиц, встречающихся чаще всего. Кроме того, изучение распределения и количественная характеристика популяций птиц в приведенном выше экологическом разрезе представляет интерес с точки зрения зоогеографии. Этот момент побудил нас в первую очередь провести учет зимующих птиц.

Для этого было необходимо выбрать методику, приемлемую для учетных работ в тайге. Применение известных методик количественных оценок численности птиц, которые изложены в работах Сдобникова (1938), Лаптева (1930), Раевского (1952), Данилова (1956) и Кузя-кина (1958), в специфических условиях тайги значительно затрудняло учет. Трудности были чисто физического характера (Реймерс, 1958), а ограниченная ширина обзора в глухой тайге с завалами, скрытый образ жизни и малая активность некоторых видов птиц, особенно во время низких температур, допускали пропуски при учете.