Степной и луговой луни (Circus macrourus et pygargus). Степной и луговой луни — близкие, с трудом различимые на расстоянии виды — рассматриваются нами, как и обычно при маршрутных учетах численности (Осмоловская и Формозов, 1952; Осмоловская, 1953), вместе.
Эти птицы гнездятся и охотятся в открытых биотопах и лишь изредка залетают в лес. Поля и прилегающие к ним степные участки служат основными местами охоты этих птиц. Кроме того, скопления охотящихся луней наблюдались над побережьями озер, несколько меньше — над ивовыми кустарниками.
В гнездовой период (1.V—20. VII) луни держались недалеко от гнезд и охотились над степью (43,4%), главным образом над западинами (23,4% и над участками степи у полей (16,7%), а также над кустарниками (13,3%) и осоковыми болотами (10,0%). Поля посещались относительно редко, причем ранней весной птицы встречались почти исключительно над участками с прошлогодней стерней (16,7%) и изредка — над пашней (3,3%).
После подъема молодых на крыло (20—25. VII) места охоты луней коренным образом изменились. Наибольшее количество птиц охотилось над полями (58,2%), преимущественно над выросшими хлебами (50,8%). Луни продолжали охотиться и над участками степи у полей, встречаясь там почти так же часто, как и в гнездовой период (16,0%). Но западины среди степи их уже не привлекали (2,5%), а над кустарниками встречались единичные особи (1,2%).
Засуха 1955 г. на распределении степных и луговых луней отразилась меньше, чем на распределении других хищных птиц. Можно лишь отметить, что число встреч луней, охотящихся над полями, в 1955 г. возросло до 37 против 22% в 1954 г. Чаще использовались лунями для охоты степные участки у полей (соответственно 16,2 и 6,0%) и степные западйны (8,1 и 6,0%). В то же время над ровными участками открытых степей луни на охоте стали встречаться втрое реже.
Распределение на местах охоты степного и лугового луней и камышового луня (96 встреч)