Кобчик (Falco vespertinus). Распределение кобчика на местах охоты мы рассматриваем в основном по более полным материалам 1955 г.
Во время выбора мест для гнездования и в период насиживания (1.V—2.VII) кобчики охотились преимущественно над степными западинами (28,0% встреч), приколочными лугами (16,0% встреч), приозерными понижениями (16,0%) и пашнями (12,0% встреч). Места охоты, как правило, находились в непосредственной близости от колков с гнездами соколков.
В период выкармливания птенцов (3. VII—25. VII) кобчики чаще всего охотились на приколочных лугах (33,5%) и в приозерных понижениях (28,5% встреч), обычно расположенных невдалеке от леса; довольно часто посещались также степи, прилегающие к полям (14,3%). В то же время, в полях и на открытых пространствах степей, удаленных от колков, кобчики охотились сравнительно редко (7,1 и 2,4%).
Следовательно, у кобчиков, как и у обыкновенной пустельги, в гнездовой период основные места охоты располагались поблизости от гнезд и наблюдалась концентрация птиц на приколочных лугах.
Распределение на местах охоты кобчика (% встреч от 167 данных за 1955 г.)
После вылета птенцов и до отлета (26. VII—13. IX) места охоты посещались кобчиком довольно равномерно. Несколько чаще птицы встречались над приколочными лугами и ровными участками открытой степи; большой концентрации птиц над понижениями уже не наблюдалось. По сравнению с распределением в гнездовой период число встреч кобчиков над ровными участками солонцов увеличилось в 7 раз, в то время как над западинами уменьшилось вдвое, а над приколочными лугами в 2,5 раза.
Сравнивая места охоты кобчиков за 1955 и за 1954 гг. (в таблице не приведены), можно отметить, что в засушливый 1955 г. наблюдалась большая приуроченность птиц к увлажненным местообитаниям, где сохранились и размножались грызуны и где концентрировались прямокрылые, иными словами, наблюдалась приблизительно та же картина, что и в распределении обыкновенной пустельги.
Вообще в условиях лесостепи распределение по местам охоты пустельги и кобчика в общих чертах довольно сходно. Некоторые различия обусловливаются частными особенностями питания. Например, обыкновенная пустельга чаще, чем кобчик, охотится над приколочными лугами, где в гнездовой период 1955 г. было встречено 42,3% пустельг и 26,8% кобчиков. Вместе с тем летом 1955 г. пустельги меньше, чем кобчики, были привязаны к приозерным понижениям и к степным западинам. По-видимому, это зависело от того, что кобчики в большей степени питались саранчовыми, концентрировавшимися в понижениях, пустельги же больше ловили грызунов. И действительно, места охоты этих видов в послегнездовой период 1955 г., когда пустельги довольно часто питались насекомыми, были очень сходны.
Рассмотрение мест охоты обыкновенной пустельги и кобчика лишний раз подчеркивает лабильность поведения этих соколков и отсутствие у них не только узкой специализации в способах охоты и в наборе кормов, но и явно выраженного предпочтения к определенным местам охоты.